?

Log in

No account? Create an account
Холодными осенними вечерами в одиночестве, пожалуй, один из самых… - C3 00 F8 [entries|archive|friends|userinfo]
xlat

[ userinfo | userinfo ]
[ archive | old ]

[Oct. 14th, 2009|04:08 am]
xlat
[Tags|, , , ]

Холодными осенними вечерами в одиночестве, пожалуй, один из самых приятных моментов – тот, когда наливаешь себе кружечку горячего крепкого чёрного чая с лаймовым сиропом, берёшь с полки случайную книгу, садишься в кресло и погружаешься в какой-то новый особый мир. Даже если читаешь что-то снова.

Вчерашним вечером настроение для чтения книг отсутствовало из-за переизбытка информации и уставших глаз. Зато присутствовало настроение смотреть на картинки в книжках. Как в детстве. Случайно выбранная книжка тоже оказалась из того далёкого времени. «Основы информатики и вычислительной техники». 1991 год выпуска. Мне в руки она, конечно, попала на пару-тройку лет позже, но сам факт того, что ей уже почти двадцать лет…

Когда меня ещё не успели избаловать книжками, полностью оформленными красочными иллюстрациями, мне нравились такие: картинки среди текста есть, но они двухцветные, а посередине книги – сюрприз в виде нескольких страниц с цветными фотографиями. Я любила их долго рассматривать и находила это занятие интересным. Казалось бы, прошло столько времени, а оно до сих пор…

Увлеклась настолько, что захотелось поделиться увиденным. Или, хотя бы, оставить для себя фотографии в электронном виде. Правда, в книжке они, конечно, в сотни раз лучше смотрятся…



Обложка книги.
Она «космическая». Наверное, будущих программистов должны были готовить к какой-то важной работе для помощи учёным в космических открытиях.

И картинки уже непосредственно из середины:



«Рабочее место счётного работника начала века, средства обработки и хранения информации: арифмометр, счёты, конторские книги».

…Жаль, что арифмометры я видела только в музеях и на таких картинках. А вот настоящие огромные деревянные счёты держала в руках лет двенадцать назад, они где-то до сих пор лежат на даче у родителей, если их не выбросили.



«Магнитный барабан 50-х годов – “дедушка” современных запоминающих устройств на магнитных дисках».

Вроде, и времени не существует, а столько всего меняется за какие-то десятки лет… «Динозавровый дедушка», нужно заметить.



«Начало текста учебника на экране ЭВМ»



«Школьный кабинет информатики на основе болгарской персональной ЭВМ “Правец”»

Хотелось бы посмотреть вживую на эту ЭВМ, но, наверное, такие, в лучшем случае, только в музеях остались.
Кстати, эта фотография – моя самая любимая в книжке.



«Обработка текстов в многооконной системе “Микро-Мир”»



«Программа на Бейсике и результат её работы на экране»



«Серийная школьная ЭВМ “Корвет”»



«Принтер»



«Головка принтера крупным планом»



«Электронная плата ЭВМ “Корвет” (располагается в клавиатуре)»



«Серийная школьная ЭВМ “Электроника МС-0511” (УКНЦ)»



«Электронная плата ЭВМ “Электроника УКНЦ”»



«ЭВМ “Электроника УКНЦ” со снятой верхней крышкой и клавиатурой»



«Клавиатура ЭВМ “Электроника УКНЦ” и трёхслойная полиэтиленовая плёнка с контактами (располагается точно под клавишами)»

«Результаты выполнения алгоритмов, записанных на школьном алгоритмическом языке на экране монитора»



«Алгоритм построения графика функции (исполнитель “Чертёжник”)»



«Алгоритм построения графика радиации (в тупике, расположенном справа от Робота (исполнителей “Робот” и “Чертёжник”))»



«Алгоритм шифровки и расшифровки сообщений (исполнитель “Редактор”)»



«Алгоритм движения вперёд по извилистой дороге (исполнитель “Вездеход”)»



«Алгоритмы подъёма по лестнице (исполнитель “Двуног”)»

Чем-то напоминает значок «Извините, лучше не можем». Но школьниками, безусловно, решались важные проблемы – езда по бездорожью и подъём по лестнице, который почему-то назвали «странным шагом».



«Алгоритм построения пирамиды (исполнитель “Строитель”)»



«Пирамида на поле исполнителя “Строитель” крупным планом»



«Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y = x методом итераций»

Помнится, у меня что-то подобное в курсовой работе по информатике на первом курсе было. Правда, на паскале.



«Синтаксические ошибки при составлении алгоритма мгновенно диагностируются на полях». «Изображение значений величин на полях помогает обнаружить логические ошибки в алгоритме».



«Гибкие магнитные диски – средство хранения информации в современных ПЭВМ»

Сказать кому-нибудь что-то подобное про гибкие магнитные диски сейчас – засмеют, а то и вовсе не поймут, о чём речь.



«Здание МГУ на экране ЭВМ “Корвет” (графический кругозор“стрелка” подведён к недокрашенной части рисунка)»



«Устройство ввода “мышь”»



«Штриховой код товара (прямоугольник из чёрных и белых полосок) на упаковке компакт-кассеты»





«Программа “Графический редактор”, разработанная в НИИ ядерной физики МГУ, помогает рисовать новогодние поздравления и диаграммы»

Про НИИ ядерной физики и новогодние открытки – любимая подпись под картинками в этой книжке. Оказывается, физики-ядерщики очень милые люди – новогодние шарики и ёлочки вот рисуют :).



«Отечественная персональная ЭВМ ЕС-1841»



«Результат обработки экономической информации на экране ПЭВМ ЕС-1841»



«Персональная ЭВМ IBM PC и изображение клавиш на её экране при работе программы “Музыкальный редактор”, которая позволяет вводить и проигрывать простейшие мелодии»



«Работа с каталогом информации на магнитном диске»



«Демонстрация работы текстово-графического пакета “Гратекс” на экране ЭВМ “Ямаха”»







«Игры на ЭВМ»

И как после такого не хотеть вернуться туда, где все эти вещи создавались, и как не хотеть жить в том прошлом? С одной стороны, сейчас есть многое из того, о чём раньше и не мечтали; с другой – нет чего-то важного.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: am0ralez
2009-10-14 03:11 am (UTC)
Успел посидеть за всеми этими устройствами. Очень, помню, любил я Правец, он (на 1991 год) у меня был с винчестером в 20 мегабайт, это было супер! :)
Ес-1841 был с клавиатурой, где кнопки были выточены из дерева, ошалеть...
А как дискетки пятидюймовые, расчитанные на 360 кб - с помощью программки 800.сом - форматировали на 720 килобайт... :)
Как давно это все было. Как далеко позади это все осталось, включая мечты стать программистом... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sfrolov
2009-10-14 01:42 pm (UTC)
Какого дерева????
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2009-10-14 02:45 pm (UTC)
А мечты стать программистом хоть чуть-чуть осуществились? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viking_ivar
2009-10-14 02:14 pm (UTC)
у меня такой был в школе
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2009-10-14 03:06 pm (UTC)
Ты про учебник? :) Или?..
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viking_ivar
2009-10-14 03:27 pm (UTC)
Ну да) И свои первые программы записывал на пятидюймовку. Казалось, что всё так и должно быть :D
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2009-10-14 03:41 pm (UTC)
Наверное, было здорово :)
А информатика у тебя была одним из любимых предметов?)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viking_ivar
2009-10-14 04:15 pm (UTC)
ну и что :-Р
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2009-10-14 04:23 pm (UTC)
Ничего :) Просто любопытно :-Р

Футбол в этот раз смотришь?)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: viking_ivar
2009-10-14 04:26 pm (UTC)
неа
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kotjarko
2009-10-15 09:02 pm (UTC)
"Корвет", МС-0511 - в школе были ))
Арифмометр (не конкретно этот, но подобный) - был игрушкой в детстве ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: to_the_future
2015-10-11 02:35 pm (UTC)
А ведь была у меня эта книга.
Как меня в детстве пёрли эти картинки. Особенно их цвета.
Хотя Правец я уже не застал, а вот ЕС-1841 видел вживую. Да и Апогей у меня был...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2015-10-11 05:55 pm (UTC)
Апогей цветной был? :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: to_the_future
2015-10-12 08:47 pm (UTC)
Нет, обычный. В голубом корпусе.

Я тогда с ним эпично натрахался: у моего магнитофона Panasonic RQ-какого-то (типа вот был отличающийся от советского аудиовыход (не помню какой, но точно не jack), пришлось где-то искать схему (94 год, кто сказал "Интернет"?!) и с помощью отца перепаивать. Но и после перепайки кассеты никак не хотели читаться нормально, откуда-то вылезала масса шумов. И четыре строчки вместо трёх в мониторе после загрузки мне до сих пор иногда снятся. Вылечивалось протиранием головки магнитофона спиртом. Про обратную запись программ на кассеты речи вообще не шло, то ли у этого магнитофона вовсе не было аудиовхода, то ли так и не удалось найти, на какие контакты разъема его сажать.

В общем, тяжелое детство, деревянные игрушки, прибитые к полу.

Твой ЖЖ я собственно нашел потому, что полез искать картинку с внешним видом инструкции от Апогея. Бейсик в детстве я изучал в основном по ней и по англоязычному майкрософтовскому мануалу к GW Basic.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2015-10-12 09:23 pm (UTC)
Мой Апогей тоже в синем корпусе, но с поддержкой цвета (БК-01Ц).
Пока пробовала загружать его только через звуковую карту, но в планах побаловаться загрузкой программ с его "родных" кассет при помощи старого плеера (кстати, тоже Panasonic, только RQ-P30 :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: to_the_future
2015-10-12 09:50 pm (UTC)
Моя детская мечта была собрать схему из журнала... Гм. То ли Радио, то ли ЮТ. для управления внешними устройствами (умный дом, все дела ;). Схема была из серии "голь на выдумки хитра" - на телевизор в угол монитора вешалась платка с четырьмя управляющими фотоэлементами. Управление происходило при помощи рисования квадратика напротив нужного фотоэлемента. ;)

Потом, классе в 11, разбирая завалы в квартире, я наткнулся на Апогей и подарил его родной школе, где он занял почётное место на шкафу в кабинете труда, рядом с Агатом, который в свою очередь был управляющим компьютером к паре роботов-манипуляторов. Его и роботов в незапамятные времена кто-то подарил школе... Ну и дальше понятно - шкаф, пыль, забвение.

Edited at 2015-10-12 09:50 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2015-10-13 10:14 am (UTC)
Ну с Апогеем, например, умный дом реально было получить без таких извращений - там есть параллельный порт, который можно использовать для управления внешними устройствами :)
(Reply) (Parent) (Thread)