?

Log in

No account? Create an account
Nixie clock [х'03'2014].0 - C3 00 F8 [entries|archive|friends|userinfo]
xlat

[ userinfo | userinfo ]
[ archive | old ]

Nixie clock [х'03'2014].0 [Mar. 26th, 2014|11:41 pm]
xlat
[Tags|, , , ]

Жили-были у нас вакуумные индикаторы ИН-2. Целая коробочка кавайных, человекоподобных лампочек. У меня о них когда-то, например, такой пост был. Примерно тогда же мне захотелось сделать на ИН-2 часы. Рома идею поддержал, и где-то в начале марта мы неспешно приступили к их изготовлению. Придумывали схему, подбирали детали, разводили плату... К середине месяца была она приобрела какой-то такой вид:




1
Плата до лужения


In process (4 фотки со мной, которые без Ромы были бы невозможны):


2


3


4


5

Вообще, задумываюсь о крепком штативе, способном выдерживать вес L-ки. Переодевать объектив и юзать снова Tamron бессмысленно, городить стопки из подручных материалов, чтобы поднять фотоаппарат на нужную высоту, не всегда удобно, мужа тоже лишний раз напрягать с подобными просьбами не хочется. Ну да ладно.


6
Плата после лужения



7
Вид на плату снизу


За один вечер впаяла все детальки. На контроллере опробовала подаренную мужем микроволну. Для первого раза непривычно, коническое жало показалось удобнее. Видео пока снимать не стала.


8
Плата (вид сверху)



9
Плата (вид сбоку)



10


11

Три дня обсуждали, к чему и как крепить индикаторы: рисовали на тетрадных листах и в AutoCAD'е варианты размещения платы и панели с лампами, подбирали материалы. Остановились на том, что индикаторы вставим ножками в тонкое прозрачное оргстекло, которое будет закреплено длинными болтами параллельно плате.


12
Минидрель и оргстекло



13
Подготовка панели для индикаторов из оргстекла



14
Примерка индикаторов


Посередине - неонка из стартёра от лампы дневного света. В нашем случае выполняет функцию "секундной мигалки".
После примерки подключили индикаторы, проверили их работоспособность. В процессе выяснилось, что у ИН-2 значительное время выключения, из-за чего при использовании динамической индикации возникало свечение неактивных цифр. Поэтому мы внесли некоторые изменения в алгоритм переключения ламп и немного доработали схему.


15
Плата после доработки (вид снизу)



16
Плата после доработки (вид сверху)


Панель из оргстекла с индикаторами выглядит как-то так:


17

И в зажжённом виде:


18


19

Для настройки часов и будильника используется энкодер. При отключении внешнего источника питания, часы продолжают идти благодаря встроенной батарейке.
В ближайших планах завершить корпус, запрограммировать мелодию будильника и сделать светодиодную подсветку.

upd.:
Nixie clock. Пост про корпус.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: alex_avr2
2014-03-26 05:00 pm (UTC)
О, ну наконец-то неонки на динамической индикации :)
А то большинство схем что я видел - статика.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-26 05:24 pm (UTC)
Вероятно, со статической индикацией делают чаще потому, что с ней проблем меньше :).
С динамической всё чуть сложнее. По сравнению с теми же светодиодами, неонки очень медленно отключаются. Чтобы избавиться от артефактов в виде подсвечивания цифры из следующего разряда, приходится вставлять паузу порядка 500мкс между отключением предыдущей лампы и включением следующей. Для дополнительного ускорения процесса "разрядки" ламп их аноды нагружены на резисторы 1МОм.
Наверное, большинство просто не хочет с этим со всем заморачиваться :)
(Reply) (Parent) (Thread)
From: a_avl
2014-03-26 08:49 pm (UTC)

ИН

Поражён.Снимаю шляпу :)
А по поводу динамической индикации на газоразрядных индикаторах - Вы несколько заблуждаетесь. У Вас слабым звеном являются оптроны. С ними действительно трудно получить быстрое выключение. Лучше использовать транзисторные ключи на mmbta42+mmbta92. С ними легко получается задержка между переключением разрядов порядка 20 микросекунд и менее.

Edited at 2014-03-26 08:58 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-27 05:35 am (UTC)

Re: ИН

Спасибо за совет :)
Про транзисторные ключи была мысль, но было интересно для начала на оптопарах попробовать собрать. Как-то не подумалось, что проблема может быть в них. Казалось, что зажжённая лампа создаёт достаточную нагрузку и видимого эффекта не будет наблюдаться.
В итоге проблему программно удалось обойти - оно, вроде, даже работает нормально :)
В следующий раз попробую на транзисторах сделать - индикаторов много, ещё не на один эксперимент хватит :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 0anikeev0
2014-03-26 10:13 pm (UTC)
Тепло и лампово. В восхищении.

А по поводу штатива, да, найти нормальный и крепкий это непростая задача. Или недешёвая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-27 05:46 am (UTC)
Спасибо)

Со штативами есть такое, да. Самое печальное, что сейчас и у тех, которые чуть дороже "бюджетных", качество сборки часто страдает.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klapaucy
2014-03-27 04:38 am (UTC)
Ну как же приятно видеть такие истории!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-27 05:53 am (UTC)
Спасибо)
Обязательно будет ещё :).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: macrop
2014-03-27 11:06 am (UTC)
До чего удобна электроника в семейной жизни))
А если бы это было более менее близкое по смыслу программирование =)
Разве получилось вот так сидеть и двоём одну штуку делать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-27 12:34 pm (UTC)
Главное, чтобы был connect между супругами и правильная декомпозиция поставленной задачи, а область деятельности - дело второе :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimka_ryazan
2014-03-28 07:13 am (UTC)
Как здорово!
Качество Вашей сборки - просто замечательное!

Как наверное здорово иметь такое согласие в семье!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-28 10:02 am (UTC)
Спасибо! :)
Да, с согласием однозначно лучше, чем без него)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2014-03-30 07:59 am (UTC)
Ну давайте обсудим здесь, ага. В чём?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kojko
2015-09-10 06:27 pm (UTC)
Прекрасные часы, тоже мечтаю собрать, правда я приобрел ИН-12 и ИН-1 (кажется)...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: xlat
2015-09-10 10:00 pm (UTC)
На ИН-12 часы достаточно часто делают, а вот с ИН-1 - уже интереснее :) У меня коробка таких лежит, тоже всё хочу часы на них сделать, но заниматься ими пока нет времени :(
ИН-1 весьма специфично выглядят за счёт цоколя. По крайней мере, именно числовых индикаторов в таком конструктивном исполнении мне больше не встречалось.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: kojko
2015-09-11 05:44 pm (UTC)
Да, цоколь оригинальный у них...
(Reply) (Parent) (Thread)